Наши группы:

Изобретение фотографии и её физика

Однажды итальянский физик Джамбаттиста Делла Порта (1535—1615) показал своим друзьям что-то необычное. Когда его друзья вошли в темную комнату, то увидели, как на стене вверх ногами двигались маленькие фигурки людей. Присутствующих охватила паника, и они сразу выбежали из комнаты. Вскоре Делла Порта был обвинен в колдовстве.

Джамбаттиста Делла Порта

Но на самом деле испуганные гости не увидели ничего сверхъестественного. Физик хотел лишь представить своим гостям камеру-обскуру, что в переводе с латинского означает «темная комната». Хотя принцип действия камеры очень прост, все же благодаря ей можно было получать неплохие изображения.

Как она работает?

Камера обскуру

Когда в темную комнату или коробку сквозь небольшое отверстие попадают лучи света, на противоположной стене вырисовываются образы, правда, вверх ногами. Все, что увидели гости Делла Порты, это изображение игры актеров, находившихся в это время за пределами комнаты. Сегодня фотоаппаратом уже никого не удивишь, ведь он есть почти в каждой семье и в телефоне. Впрочем, именно эта простенькая камера-обскура считается прабабушкой современных фотоаппаратов.

Однако Делла Порта не открыл что-то новое. Еще Аристотель (384-322 г. до н. э.) описал оптический эффект, который впоследствии получили с помощью камеры-обскуры. Позже, в X веке, этот эффект изучал арабский ученый Ибн аль-Хайсам, а в XV веке в своих записках о нем упоминал и Леонардо да Винчи. В XVI веке были изобретены линзы, которые позволили сделать изображение более четким. Многие художники стали использовать линзы, чтобы правильно передать перспективу и пропорции. Однако к XIX веку зафиксировать изображения, полученные с помощью камеры-обскуры, не удалось никому.

Первые фотографы

Похоже, что в 1816 году французский физик и изобретатель Жозеф Нисефор Ньепс занялся поиском способа фиксации изображения. Но высокого успеха он добился спустя некоторое время. Исследуя литографический камень, Жозеф открыл светочувствительные свойства. В середине 1820-х годов Жозеф Нисефор вставил в камеру-обскуру свинцово-оловянную пластинку, покрытую тонким слоем асфальта, и поместил камеру напротив окна с видом на свой двор. После восьмичасовой экспозиции он получил нечеткое изображение дерева и здания. Сейчас даже начинающий фотограф был бы недоволен таким качеством, но для Ньепса это было высоким результатом. Тогда он сделал первую в истории фотографию.

Вот такая фотография получилась

Чтобы продолжать проводить свои изучения, Ньепс в 1829 году начинает сотрудничество с богатым предпринимателем Луи Дагером. В 1833 году Жозеф Ньепс умирает, и Дагер продолжает его дело и добивается грандиозных успехов. Скажем, он додумался покрыть медную пластинку йодидом серебра, потому что обнаружил, что у этого вещества значительно выше светочувствительность, чем у асфальта. Кроме того, совершенно случайно Дагер подметил, что под действием паров ртути на пластинке проявляется четкое изображение. Это также позволило значительно снизить время экспозиции. Дагер открыл, что, когда обработать пластинку раствором поваренной соли, изображение на ней со временем не темнеет. Теперь фотография была полностью готова завоевать мир.

Читайте также:  Плазма - четвертое состояние вещества

Мир знакомится с фотографией

В 1839 году Дагер представил общественности свое изобретение, названное в его честь дагеротипией. Реакция оказалась неожиданной.

Ученый Гельмут Гернсгейм в книге «История фотографии» пишет: «Не знаю, еще какое открытие пленило человеческое воображение так сильно и покорило мир с такой неслыханной скоростью, как дагеротипия». Один из присутствующих на официальной презентации дагеротипии позже написал: «Не прошло и часа, как армия желающих заняться дагеротипией захватила все оптические лавки Парижа. Однако удовлетворить их безумный спрос было просто невозможно. Уже через несколько дней напротив каждой церкви или дворца на трех тоненьких ножках стояли темные ящики. Физики, химики и другие ученые часами полировали серебряные пластинки. А самые богатые торговцы считали честью жертвовать материальные средства на йод и ртуть, кладя таким образом свою долю на алтарь прогресса». В парижской печати это модное увлечение быстро получило название дагеротипомания.

Чрезвычайные возможности дагеротипии побуждали английского ученого Джона Хершеля написать: «Видимо, не будет преувеличением назвать это изобретение чем-нибудь сверхъестественным». В то время дагеротипии даже приписывали магическую силу.

Но не все были в восторге от такого изобретения.

К примеру, в 1856 году в Неаполе наложили официальный запрет на фотографирование, возможно потому, что объектив камеры ассоциировали со злым глазом, которое может сглазить. Это изобретение также вызвало замешательство среди художников, которые опасались, что он заберет у них хлеб. Французский художник Поль Деларош, увидев дагеротипию, воскликнул: «С сегодняшнего дня живопись мертва!» Один комментатор сказал: «Такая технически точная передача реальности лишит людей ощущения прекрасного». Это мнение разделяло многие его современники. К тому же фотографию критиковали за строгое отражение действительности, которое развеивало романтическую иллюзию красоты и молодости.

Очень полезно посмотреть ролик про свет и его физическую сущность

https://youtu.be/tRVpewDwGEs

Дагер и Толбот

Английский физик Уильям Генри Фокс Толбот был убежден, что именно он первым изобрел фотографию. Поэтому объявление об открытии Дагера очень удивило этого английского ученого. Во время своих опытов Толбот вставил в камеру-обскуру лист бумаги, пропитанный хлоридом серебра. Следовательно, лист с изображением он покрыл воском и благодаря этому получил негатив. Затем Толбот наложил негатив на светочувствительную бумагу. И под действием солнечных лучей на листе проявилось положительное изображение.

Читайте также:  Как работает электродвигатель [для чайников]

Фотографии, полученные методом Толбота, имели худшее качество и поэтому не сразу приобрели популярность. Однако вскоре и этот метод получил признание, поскольку позволял делать немало отпечатков из одного негатива. Кроме того, бумажные фотографии были значительно дешевле и удобнее деликатных дагеротипов. Фотографический процесс Толбота и по сей день широко используется по всему миру, в то время как дагеротипы отошли в прошлое.

Впрочем, Ньепс, Дагер и Толбот — не единственные, кого можно назвать родителями фотографии. После объявления 1839 года об изобретении Дагера по меньшей мере 24 мужчины из разных уголков мира заявили, что тоже изобрели способ фиксации изображения.

Фотография меняет мир

Услышав о первых фотографиях, реформатор Якоб Август Риис сразу догадался, что это отличная возможность привлечь внимание к бедности и страданиям.

Якоб Август Риис

С 1880 года он начал фотографировать жизнь нью-йоркских трущоб в сумерках. Для этого Риису была необходима вспышка, которую он получал довольно опасным способом, — сжигая магниевый порошок на сковороде. Дом, где работал Риис, дважды горел, а однажды на фотографе даже загоралась одежда. Считается, что фотографии Рииса побудили президента Рузвельта начать ряд социальных реформ. А вот под влиянием сфотографированных пейзажей другого фотографа — Уильяма Генри Джексона — Конгресс США в 1872 году принял решение превратить Йеллоустон в первый в мире национальный парк.

Доступна всем

Еще в 1880-х годах фотография оставалась для многих недоступным занятиям, поскольку фотографический процесс был дорогостоящим и довольно сложным. Но в 1888 году Джордж Истмен создал первый компактный фотоаппарат «Кодак», в который вставлялась катушка с гибкой пленкой. Благодаря этому перед миллионами фотолюбителей открылись неограниченные возможности.

первая камера Кодак
Первая камера от «Кодак»

После того как пленка заканчивалась, фотограф отправлял фотоаппарат на предприятие. Там пленку вытаскивали, перезаряжали. В фотоаппарат вставляли новую пленку, и все это отправляли фотографу. Такие услуги стоили достаточно недорого. Поэтому лозунг компании: «Вы нажимаете кнопку, а мы делаем остальное» — не было преувеличением.

Читайте также:  Можно ли смешивать топливо разных производителей?

Так родилась фотография для широкой публики.

Сегодня ежегодно в мире печатаются миллиарды фотографий, и это свидетельствует, что фотодело всегда будет иметь своих поклонников. Тем более теперь, когда появились цифровые фотоаппараты, размер и качество снимка зависит от количества пикселей — минимальных элементов изображения. В таких фотоаппаратах на небольших картах памяти помещаются сотни фотографий. Высококачественные снимки можно печатать в домашних условиях, имея компьютер и фотопринтер. Поэтому, несомненно, пройдя долгий путь становления и развития, фотография открыла нам отличный способ восприятия действительности. Ну а современные смартфоны и цифровые камеры, сделали фотографию чем-то привычным и стандартным.

В общем-то, есть и ещё один интересный парадокс. Люди на фотографии нравятся себе меньше, чем в отражении зеркала. Почему так происходит? Есть даже физическая модель этого явления.

Кстати, физика работы фотоаппарата современного смартфона абсолютно также построена, как и фиксация изображения на бумаге с серебром.


Поделиться:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code