Многие начинающие автомобилисты не совсем понимают, как научиться пользоваться своей машиной, чтобы полностью исключить откатывание на горках. Я сам при обучении вождению тоже довольно долго привыкал к этой ситуации.
Проблема, в общем-то, весьма серьезная и преследует она обычно владельцев автомобилей с механической коробкой передач. Автомат сам удерживает машину практически на любом подъеме и не даёт ей откатываться. Если не научиться держать машину на горке, то и экзамены не сдать, и главное потом в городе можно проблем немало получить. В автошколе вам вряд ли помогут. Все инструкторы, с которыми мне доводилось работать, почему-то считают, что учить они не должны. Просто откататься с тобой часик занятия да и всё.
Я предлагаю вам досконально изучить устройство узла автомобиля, который участвует в этом процессе и от которого зависит успешность преодоления таких преград. Глубокое понимание позволит легче наработать технику.
Краткий ЛикБез по устройству авто
Автомобиль состоит из таких агрегатов, как двигатель, коробка передач и сцепление (что важно для МКПП). Для того, чтобы автомобиль ехал вперед, нужно, чтобы двигатель толкал его в это направлении.
Двигатель соединяется с колёсами через коробку передач. Она нужна для того, чтобы получить нужный момент силы на выходе и осуществить движение. Ещё там есть реверсивный механизм, который позволяет запускать задний ход.
Двигатель автомобиля и его коробка соединяются через сцепление. Сцеплением в механической коробке управляет водитель посредством нажатия на педаль.
Оно нужно для того, чтобы:
- Была возможность переключать передачи рычагом или включать задний ход. Ведь когда шестерни в коробке нагружены, переключить одну на другую будет очень сложно и можно их сломать.
- Двигатель при переходе из холостого хода в рабочий режим не глох. Ведь сначала ему нужно выйти на некоторую собственную инерцию, а потом он сможет толкать и всю машину. Он не сможет ехать без выхода на режим, поэтому сначала мы двигло раскручиваем, а после подводим колёса через сцепление.
Как работает сцепление
Сцепление — это муфта. Две штуки, которые соединяются друг с другом и передают вращение от двигателя на коробку. Эту муфту можно соединять и разъединять педалью, которая так и называется «сцепление». В общем-то, большего знать и не нужно.
Сцепление автоматическое. Нажали педали — отсоединили двигатель от колёс. Отпустили педаль — оно соединилось обратно. Если сцепление не нажато, то двигатель в сцепке с колесами.
Почему машина откатывается
Машина на склоне откатывается назад потому, что двигатель не даёт нужной силы и не способен удержать машину на холостых или низких оборотах. Именно поэтому проблема чаще всего и ощущается при остановке на горке с последующим движением вперед. Когда мы остановились, мы нажали сцепление (отсоединили двигатель от колёс), переключили скорость на нейтралку, зажали тормоз или поставили на ручник. Отпустили сцепление, чтобы нога отдыхала. Алгоритм не обязательно такой, использую его как пример.
А вот теперь попробуем тронуться вперёд 🙂 И тут возможны разные варианты. Представьте себе буквально 3Д модели каждого из узлов в этой связке и как они работают!
Например, самый распространённый вариант такой.
Мы переключили передачу на первую. Но слишком быстро отпустили сцепление. Момент силы, который передает двигатель колёсам, нарастал очень быстро и двигатель заглох. Ведь ему нужно время, чтобы выйти на режим мощности и нужное количество бензина (регулируется нажатием газа). В довершении ко всему гравитация потащила нас назад с горы и машина откатывается. Нужно ловить её тормозом. А чтобы тронуться, попробуйте такой алгоритм:
- Держим машину тормозами или ручником. При этом сцепление у нас выжато, то есть двигатель рассоединен с колёсами.
- Переключаем передачу на первую рычагом. Нога всё ещё на тормозе. На ранних этапах полезно использовать ручник, так как скорости переступания с тормоза на газ сначала хватать не будет и в момент отпускания тормоза машина покатится назад. Потом привыкните и без ручника.
- Теперь, уже на первой передаче, начинаем медленно отпускать сцепление. В какой-то момент вы почувствуете, что зацепление двигателя и коробки близко. Машину будет подтряхивать. Задерживаем ногу в этом положении. В это же время отпускаем другой ногой тормоз и плавно начинаем увеличивать газ.
- Когда вы почувствуете, что двигатель схватился и машина уже стоит на горе без тормоза а на двигателе, отпустите сцепление полностью и прибавьте газ в нужном количестве.
- Вуаля, всё получилось.
Эта схема в будущем будет занимать буквально секунды. Для обучения полезно фиксировать машину ручником и работать только газом и сцеплением. Схема получится почти такая же, как мы разобрали. Но педаль тормоза мы не трогаем вообще. Т.е. зажали ручник — хотим тронуться — выжали сцепление — переключили на первую — медленно отпускаем сцепление пока не почувствуете, что машину подтряхивает или тахометр показывает что-то около 3000 оборотов (но у разных машин оно разное) — прибавляем газ плавно — одновременно отпускаем сцепление и рукой отпускаем ручник. Если чувствуем откат, опять зажимаем ручник и в следующий раз прибавляем газа.
Как научиться?
Очень советую вам посвятить этому вопросу одно-два занятия и навсегда забыть, что такая проблема есть. Привыкните и дальше всё будет на уровне автоматизма. Только посылайте в известное место инструктора, который учит не ясно чему. Скажите мол: я хочу сегодня целый день заезжать на эстакаду и всё.
Используйте этот алгоритм для приобретения навыка и привычки. Старайтесь чувствовать и слушать машину. А главное — представляйте себе визуально как и что происходит в механизме. Это ОЧЕНЬ важно.
Поделиться: